Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних
Работа классного руководителя по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является рост самоубийств среди молодежи. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением подростков, отсутствия контакта между родителями и детьми, увеличение числа разводов родителей. В Беларуси частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 12157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Материалы уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, свидетельствуют о том, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Часто причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе. Поэтому особенно важно принять меры по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Подростковой суицид имеет две характерные особенности. Во-первых, отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Подростки не могут четко объяснить причину, по которой они решили совершить самоубийство (причина суицида воспримется подростком как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным). Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой «Просто надоело жить». Во-вторых, отсутствие умения делиться своими переживаниями, подробно рассказать о них, и как следствие этого - неспособность их отреагировать. Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, накапливаются и так уже в болезненной душе подростка, что только усиливает депрессивное состояние ребенка. Участникам воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях необходимо проводить профилактическую работу, направленную на стабилизацию провокационных ситуаций и недопущение случаев суицидов и парасуицидов среди учащейся молодежи.
Основным направлением профилактики самоубийств среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.
С этой целью с подростками рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- Организация часов общения «Цель жизни», «Жизнь человеку только раз дается», « Не навреди своему здоровью» и др.;
- Проведение дискуссий «Всегда ли есть выход из трудной жизненной ситуации?», « Смысл жизни. В чем он?» и др.;
- Конкурсы сочинений, например, о смысле жизни по таким темам: «Несколько слов о поиске смысла жизни», «Классики литературы о смысле жизни» и др.
- Семейные спартакиады – «Я и моя семья».
- Диспуты или диспуты-практикумы, например, «Пять первых шагов самоусовершенствования»;
- Дискуссии: «», «Роль отца в воспитании детей», «Кто главный в семье?», «В чем сила слабого и сильного пола» и др.
- Практикумы «Подари улыбку другу»
- Круглые столы «Я в этом мире не один», «Экстремальная ситуация. Как себя вести?» , «Я живой», «Ответственное поведение – мой выбор!», «Молодежь против суицида», «Одиночество – проблема современности», «Я в этом мире не один», «Я против наркотиков», и т.д.
- Организация встреч учащихся школы с представителями Православной Церкви «В чем ценность человеческой жизни», «Библия о жизни и смерти»;
- Организация встреч учащихся с медицинскими работниками по профилактике самоубийств (психологом, наркологом, подростковым гинекологом);
- Организация встреч учащихся с инспекторами ИДН;
- Демонстрация видеороликов по профилактике противоправного поведения с последующим обсуждением.
Также необходимо проводить работу с родителя по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
В практике работы с родителями возможно использование следующих форм работы:
1. Родительские собрания.
2. Диспуты.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Тематические консультации.
5. Родительские чтения.
6. Родительские вечера циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
7. Тренинги по обучению конструктивному взаимодействию родителей с детьми.
Цель работы с родителями заключается в том, что бы заставить их обратить внимание на своих детей, задуматься о своих взаимоотношениях с детьми, оценить насколько они близки и доверительны, а не закрыть доступ к интернету, социальным сетям и прочитать лекцию на повышенных тонах! Успешность профилактических мероприятий с детьми на прямую зависит от того, насколько дети доверяют родителям и могут поделиться тем, что их беспокоит.
Помните «Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы!»