Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Летопись нашего агрогородка

Дата: 18 апреля 2016 в 09:31, Обновлено 11 ноября в 09:51

Ратичи : между прошлым и будущим

Деревни земли белорусской…  У  каждой из них своё неповторимое лицо, своя судьба, достижения и потери. Одни славятся своим прошлым, исключительной ролью в конкретных исторических событиях, другие – памятниками архитектуры и современными сооружениями, третьи – достижениями в экономическом развитии  региона, молодостью… 

Ратичи. В 15 км на северо-запад от г. Гродно на автодороге Гродно-Сопоцкин. Название деревни происходит от имени Ратич, по версии Жучкевича, в основе которого, возможно, термин «радца», «райца» - в Великом княжестве Литовском 14-18 вв. член городского совета или магистрата. Но, скорее всего, название происходит от слова «ратич» - крестьянин, который во время войны идёт в великокняжеские войска, «ратич»  -  тоже что и «боярин».

В современные границы  деревни включена д. Шейнокайды, основанная после 1504 года. В 1559 году деревня Ратичи входила в Гродненскую королевскую экономию, имела 29 валок земли.

О добалтском периоде 

заселения  судить сложно, однако Г.Н.Акинчину, удалось отметить в 1996 году, с правого берега Августовского канала, примерно в 700 метрах от шлюза Волкушек, на вспаханном поле в районе бывшего фольварка  Юзефатово большое количество кремневых конкреций, в том числе и со следами обработки (пробойник, скребок, наконечник стрелы и т.д.), что может свидетельствовать о наличии стоянки позднего каменного века.

   Письменные источники и более поздние аналитические работы историков позволяют нам сделать вывод, что как минимум с 10 века территорию исследуемого участка заселяло западнобалтское племя ятвягов. Причём основные поселения располагались на Ратичском плато. Там же располагался один из ятвяжских городов – нынешняя деревня Перстунь (находится в 2 км. от д. Ратичи). В 12-14 веках ятвягов окончательно вытеснили с данной территории, причём восточные славяне с юга вышли на правый берег реки Чёрная  Ганьча, а с запада (вдоль долины реки) ятвягов выбило с этой территории западнославянское племя мазуров. Со стороны Ратичского плато к реке Чёрная  Ганьча примыкала с правого берега Перстунская пуща, которая до 1545 года принадлежала князьям Радзивилам. После продажи Радзивилами эти земли стали великокняжескими, а затем  королевскими.

Из ремёсел, которыми люди занимались в этой местности, особенно выделяется ткачество. Отмечается также, что почвы здесь песчаные, малоурожайные, и чтобы прокормиться, крестьяне вынуждены были искать работу в Августовской пуще на заготовке дров и леса. Вот как об этом пишет автор «Геаграфii Беларусi» А.Смолич: «Па Нёману гоняць найбольш ужо чэсаны матэрыял, а зiмой зарабляюць грошы дастаўкаю дроў на чыгуначную станцыю i месцы».

Что же касается владениями окрестными землями, то доподлинно известно, что в 1840 году они были дарованы генерал-лейтенанту кавалерии Алексею Свечину. В память об отце в 1848 году сын генерал-лейтенанта построил в Перстуни храм, который сохранился до сих пор. История храма интересна. С 1848 по 1875 год храм принадлежал униатам. С 1875 по 1915 года храм был отдан и принадлежал Православной церкви.  С 1918 года приход принадлежит Римско-католической церкви. В 1950 году ключи от прихода были отобраны советской властью, и по 1990 год храм постепенно подвергался разрушению. С марта по июль 1990 года прихожане своими силами восстановили храм, и 26 июля храм был заново освящён. Сегодня с этим культовым зданием в д. Перстунь связана жизнь каждой ратичской семьи: кого-то здесь крестили, кто-то причащался, венчался, приходил в храм в радостные и печальные дни своей жизни.

Многие люди оставили добрый след в истории деревни и окрестных мест: одни построили храм, другие сохранили, передавая из поколения в поколение, мастерство древних промыслов: обработку дерева, ткачество, вышивку, соломоплетение. В сундуках ратичских старожилов  до сих пор хранятся  шали, платки и «абрусы», связанные бабушками, а на чердаках пылятся за ненадобностью кросна.

Осенью 1914 года война пришла на территорию нашего государства. И остановилась она здесь на два с лишним года. В феврале 1915 года в окрестностях Гродно развернулись кровопролитные бои. Это было связано с окружением и гибелью 20-го армейского корпуса (командующий генерал Булгаков) 10-ой русской армии генерала Ф.В.Сиверса. Штаб, отошедчий на позиции Гродненской крепости, редел на глазах. Все попытки прорваться из Августовских лесов к Сопоцкину и Гродно были напрасными. Командование 10-ой армии получили просьбу помощи штаба корпуса от гонца, добровольца 221-го Романовского полка Михаила Власова, и решили выступить навстречу корпусу. Однако помощь запоздала. Около реки Волкуш и Августовского канала 20-ый корпус перестал существовать. Только за время боёв с 10 по 14 февраля потери составили свыше 3 тысяч человек. В материалах штаба 10-ой армии сохранились некоторые сведения о погибших воинах. В трёх братских могилах около шоссе Гродно-Сопоцкин  за 800 м на юг от д. Ратичи (высота 100,3) захоронены воины погибшие с 10 по 14 февраля 1915 года. Всего похоронено 720 человек, из них известны:

- Бахарев Семён, 336 пехотный Челябинский полк

- Беляков Фёдор, 3 рота 211 пехотного запасного батальона

- Роздов Роман, 8 рота 194 пехотного запасного батальона

- Заигалов Фёдор, 2 рота 194 пехотного запасного батальона

- Кошелев Александр, 3 рота 211 пехотного запасного батальона

- Маслеников Александр, 3 рота 211 пехотного запасного батальона

- Папченко Иван, 2 рота 24 Симбирского полка

- Тохопенко Иван, 24 пехотный Симбирский полк

- Фураев Алексей, 7 рота 191 пехотного запасного батальона

- Харкенко Иван, 24 пехотный Симбирский полк

- Черполг Семён , 2 рота 24 пехотного Симбирского полка

- Шальной Василий, 10 рота 103 пехотного Петразаводского полка

- Самбул Никита, 24 пехотного  Симбирского полка

- Акшин Михаил, 5 рота 66 пехотного запасного батальона

- Бебыев Дмитрий, 5 рота 66 пехотного запасного батальона

- Бурданков Иван, 7 рота 104 пехотного Устюжского полка

- Кузмин Степан, 7 рота 104 пехотного Устюжского полка

- Левченко Иван, 5 рота 66 пехотного запасного батальона

- Лихтарь Филипп, 7 рота 104 пехотного Устюжского полка

- Немцев Илья, 5 рота 66 пехотного запасного батальона

- Парихалов Максим, 176 пехотный запасной батальон

- Петушков Матвей, 12 рота Гродненской слабосильной команды.

В апреле 2010 года военнослужащие роты 52-го отдельного специализированного батальона и российский поисковый клуб «Уралец» из Челябинской области приступили  к раскопкам. Им удалось обнаружить остатки 275 солдат Русской армии, монеты начала 20 века, кокарду унтер-офицера, немецкий штык, патроны, ножницы, пуговицы с царским двуглавым орлом. В октябре 2010 года останки солдат были перезахоронены в одной братской могиле у деревни Ратичи. На месте захоронения был установлен и освящён памятный крест.

История нашего населенного пункта – д. Ратичи.

Существует 2 версии названия деревни. Первая говорит о том, что в древние времена владел этими землями некто Ратич и от его имени и пошло название населенного пункта. Вторая версия повествует о том, что название произошло от слова “рать”. Именно здесь собиралось ополчение, готовясь к военным походам на крестоносцев. Последняя версия подтверждает, что деревня  в прошлом пережила все войны, вражеские нашествия, пожары  и испытания постигшие “Неманский край”, как называет Понеманье Аркадий Смолич в “Географии Беларуси”, которая писалась в 1915-1920 гг.

Точная дата основания населенного пункта не известна.  Но настоятель храма в честь Преображения Господня г.п.Сопоцкин иерей Василий Татарчук в своих исследованиях по истории православия на наших землях утверждает, что уже к середине XVI ст. большая часть Сопоцкинского края, включая линию сел Лойки-Ратичи-Гиновичи-Рыгаловка-Липск, была заселена  православным населением, которое оформлялась православным духовенством, что может свидетельствовать о существовании д. Ратичи в этот период времени. Сохранились также сведения о том, что в 1840 году эти земли были дарованы генерал-лейтенанту кавалерии Алексею Свечину. В память об отце в 1848 году его сын построил в Перстуни храм. В последствие храм стал центром религиозной жизни д.Ратичи.

В населенном пункте 2 улицы: ул. Новая и  ул. Зеленая.

В населенном пункте Ратичи проживает человек. Возрастной состав населения 25-60 лет. В связи с развитие СПК ”Нива-2003” в д. Ратичи приезжают молодые специалисты и возвращается молодежь, в поисках работы и в перспективе получение жилья. Основная часть населения занята в колхозе “Нива-2003”, часть населения работает в местной школе, а часть на предприятии “Зеленый мир”.

 Большую роль в развитие населенного пункта играл и играет местный колхоз, который был основан в 1951 году и назывался колхоз “Красный борец”. Сначала в нем было всего 54 человека. В хозяйстве имелось 84,4 гектара земли (из них пашни 58 гектаров), 4 коровы, 8 лошадей, 8 свиней, 2 теленка, 4 плуга и 2 бороны.  В 1953 году колхоз “Красный борец ” объединился с колхозом “33-я годовщина Великого Октября”. Первым председателем колхоза стал Дмитрий Захарович Фомченков.

Позже колхоз был переименован в СКП “Нива”.

Что касается перспектив развития деревни Ратичи, то они связаны с планом развития села. Деревня Ратичи, включена в план развития агрогородков Гродненской области 2005-2010 гг. В населенном пункте ведутся ремонтные работы, благоустройство.

Что касается достопримечательностей, то их практически нет, но остались свидетельства местных жителей о кладбище солдат погибших в Первой мировой войне.

    Мечеслав Петрович Кучинский свои 80 лет прожил в Ратичах и помнит  то, о чем большинство односельчан просто не знают. Впрочем, вот его рассказ об этом печальном месте:

 — Родился я в 1923-м, так что Первой мировой, понятно, не застал. Но  кладбище это помню с детства. Когда в школе учился (это при поляках было), учитель нас сюда, на русское кладбище, несколько раз водил, рассказывал о той войне. Тогда здесь высокий забор каменный был, брама, внутри все аккуратно, в середине памятник, плиты с надписями, кресты… Один памятник, помнится, был отдельно — видать, большой  офицер похоронен. Поляки здесь все и обустроили — у них с кладбищами  всегда строго было.            А поначалу тут, говорили, место было жуткое. Мне родители  рассказывали, соседи старшие. В ту войну немцы много людей набили и в городе, и на фортах. Как бои закончились, они убитых еще много дней собирали и сюда свозили. Извозчики на конях полные подводы везли. В основном русских, но и немцев тоже. Своих они хоронили  отдельно у деревенского кладбища, а для русских устроили в поле за   деревней несколько братских могил. Хотя это и не могилы были вовсе: их ведь даже в землю не закапывали, а просто складывали друг на  друга рядами, крест накрест, в огромные кучи, как в бурты, а потом сверху землей засыпали. Говорили, холмы эти еще долго в поле стояли,  пока поляки место в порядок не привели и не сделали то кладбище, на  которое мы пацанами ходили.

Рушить его стали уже после Отечественной. Когда в Гродно стали  заново жилье строить, вспомнили и о русском кладбище. Стройматериалов не хватало, а тут был отличный каменный забор.  Разбирали его, помню, долго, и зимой и летом в город камни возили. Да и из нашей деревни люди тоже брали. Позднее, уже при колхозе, тут все зарастать стало. Что-то, видать, дети пораскидали, кресты  пропали куда-то. Теперь вообще не узнать… Шутка ли сказать, столько  лет о нем никто не вспоминает. Уж и старики-то почти все поумирали, потому и не помнит никто…

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.