Открытый банк тестовых материалов
7 важных фактов о централизованном экзамене,
который вводится с 2023 года
Директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк в ходе заседания секции «Развитие системы непрерывной подготовки кадров в условиях цифровизации общества» в рамках Республиканского педагогического совета поделился некоторыми подробностями о централизованном экзамене, который будут сдавать выпускники с 2023 года.
-
ЦЭ будет проводиться раньше ЦТ. Предполагается, что ЦЭ выпускники будут сдавать не летом, как сейчас школьные экзамены и ЦТ, а в мае. Единые даты экзаменов будут ставить на выходные дни. По словам Юрия Миксюка, обычно к апрелю школьники осваивают всю школьную программу, поэтому смогут справиться с выпускным экзаменом.
-
Организация экзамена будет та же, что и на ЦТ. Общие принципы проведения, рассадка, обеспечение информационной безопасности на всех этапах, контроль и так далее будут идентичны тем, которые используются сейчас при организации централизованного тестирования.
-
Нельзя будет выбрать пункт сдачи обязательных экзаменов. Выпускники будут сдавать обязательные выпускные экзамены в пункте тестирования по месту жительства. Каждый район и его школы, в том числе районы Минска и областных центров, приказом Министерства образования будут закреплены за определённым пунктом проведения экзамена. Зарегистрироваться на экзамен нужно будет в указанном пункте.
-
Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов ЦЭ. Как и отметки по школьным экзаменам, баллы ЦЭ будут учитываться при выставлении итоговой отметки. Без результатов испытаний выпускник не сможет получить аттестат.
-
Результаты ЦЭ можно будет использовать для поступления в вуз. Результат тестирования будет засчитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Также можно будет выбрать дополнительные профильные ЦТ для поступления в вузы. Для творческих, спортивных, сельскохозяйственных экзаменов сохраняются внутренние экзамены. А ещё для поступления на заочную сокращённую форму нужно будет сдать два испытания по профессии.
-
Экзамен будет проходить в форме ЦТ. Национальные государственные экзамены по языкам и математике будут проводиться в форме ЦТ. По мнению Министерства образования, эта форма оправдала себя и позволяет непредвзято оценивать знания абитуриентов. И абитуриентам будет легче готовиться к поступлению, так как форма испытаний остаётся прежней и не нужно придумывать новые подходы к обучению.
-
Выпускники прошлых лет также смогут сдать ЦТ по 4 предметам. Выпускники прошлых лет, выпускники учреждений среднего специального или профессионально-технического образования либо те, кто по уважительной причине не смогли принять участие в национальном экзамене, смогут регистрироваться на ЦТ в обычном порядке для прохождения всех испытаний (не более четырех).
Порядок заполнения бланка
Информация в бланк ответов записывается только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется, начиная с первой клеточки. Цифры и буквы вписываются в соответствии с образцами написания, расположенными в верхней части бланка ответов (рис. 1). Случайные и не определенные инструкцией пометки недопустимы.
Рис. 1
Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов. В области регистрации (рис. 2) расположены:
Рис. 2
- поля, заполняемые абитуриентом по указанию ответственного организатора в аудитории (табл. 1, 2):
Таблица 1
Код пункта тестирования:указывается код пункта проведения тестирования в соответствии с кодировкой РИКЗ |
Например: 101 (БНТУ) |
Корпус:указывается номер (название) корпуса пункта проведения тестирования, в котором абитуриент проходит централизованное тестирование |
Например: 1 |
Номер аудитории:указывается номер аудитории пункта проведения тестирования, в которой абитуриент проходит централизованное тестирование |
Например: 45 |
Таблица 2
Предмет |
Код предмета |
Сокращенное название предмета на русском языке |
Сокращенное название предмета на белорусском языке |
Русский язык |
01 |
РУС |
– |
Белорусский язык |
02 |
– |
БЕЛ |
Физика |
03 |
ФИЗ |
ФIЗ |
Математика |
04 |
МАТ |
МАТ |
Химия |
05 |
ХИМ |
ХIМ |
Биология |
06 |
БИО |
БIЯ |
Английский язык |
07 |
АНГ |
АНГ |
Немецкий язык |
08 |
НЕМ |
НЯМ |
Испанский язык |
09 |
ИСП |
ICП |
Французский язык |
10 |
ФРА |
ФРА |
История Беларуси |
11 |
ИСТ |
ГIC |
Обществоведение |
12 |
ОБЩ |
ГРА |
География |
13 |
ГЕО |
ГЕА |
Всемирная история (новейшее время) |
14 |
ВИС |
СГI |
Китайский язык |
15 |
КИТ |
КІТ |
- поля, заполняемые абитуриентом самостоятельно (табл. 3):
Таблица 3
Фамилия, имя, отчество |
Указывается информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность) |
Серия |
Указывается серия документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность) |
Номер |
Указывается номер документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность) |
Дата |
Указывается дата проведения централизованного тестирования |
Подпись |
Абитуриент ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Подпись абитуриента на бланке ответов не должна выходить за линии ограничительной рамки (окошка) |
Область ответов состоит из части А и части В.
Область ответов части А включает два поля.
Поле I (рис. 3) – горизонтальный ряд номеров тестовых заданий, под каждым из которых расположены вертикальные столбики из пяти клеточек для обозначения меткой выбранного ответа.
Рис. 3
Образец метки (×) приведен в бланке ответов. Линии метки не должны
быть толстыми. Если стержень ручки оставляет слишком жирную линию, вместо
двух черт нужно провести только одну (любую) диагональ в клеточке
( или ). Запрещено исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.
При внесении ответа абитуриент под номером тестового задания должен поставить метку в той клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного им варианта ответа.
Поле II (рис. 4) – область отмены ошибочных меток (часть А).
Рис. 4
В одном тестовом задании можно отменить несколько ошибочных меток, но не более шести. Для отмены ошибочной метки необходимо:
- указать номер тестового задания (см. рис. 4, сноска 1)и номер ошибочной метки (см. рис. 4, сноска 2);
- поставить метку в нужной клеточке столбика тестового задания (см. рис. 3, сноска 1).
Область ответов части В включает два поля.
Поле I (рис. 5) – область для записи ответов на задания.
Рис. 5
Ответы на задания части В необходимо записывать справа от номера тестового задания. Ответ в этой части дается в соответствии с условием тестового задания (слово, словосочетание, сочетание букв и цифр, цифр или целое число). Каждая цифра, буква или знак «минус» (если число отрицательное) записывается в отдельной клеточке.
Ответ, состоящий из нескольких слов, записывается слитно, без дефиса, пробела или другого разделительного знака. Если в таком ответе букв будет больше, чем клеточек в поле ответа, то последнее слово следует писать убористо (не соблюдая попадания букв в клеточки, чтобы слово вместилось полностью).
Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием тестового задания. Ответ, в котором абитуриент допустил орфографические ошибки, не засчитывается как правильный.
Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны).
Поле II (рис. 6) – область замены ошибочных ответов на задания (часть В).
Рис. 6
Заменить можно не более двух ошибочных ответов. Для замены ошибочного и записи верного ответа необходимо:
- указать номер тестового задания, на которое был дан ошибочный ответ (см. рис. 6, сноска 1);
- записать правильный ответ (см. рис. 6, сноска 2).
Претензии к результатам централизованного тестирования по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются.