Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы психолога

Дата: 19 декабря 2018 в 20:45, Обновлено 18 октября 2022 в 19:13

ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Трудности профессионального самоопределения

    Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический факультет (потому что тебе «как бы нравится» профессия юриста), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

   Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

      Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? 

Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна.

Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

 Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

 Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

 Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

 Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности.

Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного. 

 Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

 Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, колледжа. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

• репутация вуза и конкурс,

• мнение друзей, родителей,

•стоимость обучения и т.д.

 Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Факторы выбора профессии

 Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

 Сотрудники регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора  профессии (по Е.А. Климову):

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Девять шагов к взвешенному решению

 Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

• выбираемая профессия и будущий род занятий;

• выбираемая профессия и жизненные ценности;

• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

• желательный уровень профессиональной подготовки;

• выбираемая профессия и мои склонности и способности; 

• желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

 9.  Определите основные практические шаги к успеху.

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Региональный центр тестирования и профориентации молодежи предлагает индивидуальные и групповые профориентационные консультации:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  КОНСУЛЬТАЦИЯ  ЭТО:

Беседа о Ваших намерениях в поступлении, любимых и нелюбимых предметах в школе, представлениях о будущей специальности и профессии. 

Компьютерное тестирование, которое позволит соотнести Ваши индивидуально-личностные особенности с требованиями той или иной профессии. 

Консультация специалиста-психолога, на которой Вы сможете получить ответы на следующие вопросы:

- какие профессии и почему подходят лично Вам на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера; 

- как соотносятся Ваши индивидуально-личностные особенности с требованиями той или иной профессии;

- в каких учебных заведениях можно получить соответствующее образование, по какой форме обучения; 

- как психологически подготовиться к централизованному тестированию. 

Экзамены без стресса

Рекомендации для выпускников

Место для занятий:

* убери лишние вещи;

* удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т.п.;

Составь план:

* определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузи утренние или вечерние часы;

* в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать.

Работа:

* хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен;

* чередуй работу и отдых;

* полезно повторять материал по вопросам;

* составляй планы и схемы, причем обязательно делай это на бумаге;

* ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом;

* помни: твоя задача не вызубрить, а понять;

* выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова;

* не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа;

* за несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комиссию, свой ответ.

Накануне экзамена:

* оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;

* если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями», так, как бы ты хотел, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена;

* если ты очень боишься, попробуй прием, называемый «доведением до абсурда»: представь себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;

Во время экзамена:

* взяв билет, ознакомься с вопросами и начинай с того вопроса, который для тебя легче;

* напиши примерный план ответа, составь список всех нюансов, которых хочешь коснуться. Пиши даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь факты;

* если есть возможность, прикрепи листок с ответом к листу с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что ты дал себе труд написать план ответа заранее и что у тебя методический склад ума;

* пиши свой черновик понятным почерком: экзаменатор зачтет это в свой актив, если твою работу будет легко читать;

* подчеркивай в своей работе даты или какие-либо заголовки, знание дат сразу бросается в глаза;

* удостоверься, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

Что делать, если...

* ...если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать все, что когда-либо слышал по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и ты, возможно, вспомнишь что-нибудь из пройденного в классе;

* ...вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменатору, а хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно, лучше играть по правилам;

* ...на полуслове ты забыл, о чем говорить. Прежде всего, не «теряй голову». Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль;

* ...тебя не слушают. Не воспринимай это на свой счет, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил;

* ...ты оговорился, и все стали смеяться. Посмейся вместе со всеми - и все;

* ...ты ошибся. Если ты знаешь, как исправить ошибку, сделай это. Но если этого никто не заметил, продолжай свой ответ без исправления;

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.